Кто на сайте

Сейчас 11 гостей онлайн

Страхи

Страх — неприятное и порой мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью. Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом нашего воображения; может быть незначительной, вызывая у нас лишь некоторую тревогу, или же столь сильной, что приведет нас в ужас. Иногда страх приносит пользу, ограждая нас от опасности. Но даже если и так, мы все равно не любим испытывать это чувство и не хотим, чтобы его испытывали наши дети. Однако все дети испытывают страх, уйму страхов. Часто они совершенно необоснованны. Большинство страхов мимолетны и поверхностны, легко появляются и легко исчезают. Ребенок может не боятся чего-то по-настоящему опасного (например, гремучую змею), а может бояться чего-то совершенно незначительного (например, зонтика). То есть ребенок, также как и мы видит вещи не только такими, какие они есть, но и исходя из своего личного опыта. Какой же жизненный опыт побуждает ребенка видеть в вещах что-либо страшное? Как рождаются его страхи?

  • Подражание. Естественный процесс, при котором ребенок перенимает страхи от своих близких. Например, если мама боится грозы, то вероятнее всего, что ребенок тоже будет бояться грозы.
  • Травма — острое психическое переживание, которое оставляет след в нашем сознании. Например, если ребенка укусила собака, то совершенно естественно, если он будет относиться к собакам со страхом.
  • Система «наказание-вражда-вина». Если на ребенка часто кричать, угрожать ему или наказывать, то ему ясно одно — родители утратили любовь к нему. У ребенка постепенно накапливаются враждебные чувства к родителям. И как следствие он ощущает чувство вины перед ними. Ребенок начинает скрывать свою враждебность по отношению к родителям, ему трудно это делать и он начинает бояться этого чувства. Так возникает склонность к страхам.
  • Завышенные, чрезмерные требования к ребенку, торопливость родителей, их желание, чтоб ребенок поскорее вырос, повзрослел (например, чтоб ребенок сидел в 3 месяца, ходил в 9 месяцев, просился в туалет в 1,5 года, научился читать раньше других детей и т. д.). Ребенок может временами ощущать свою неспособность выполнить эти требования или желания. Ребенок может испытывать чувство, что он разочаровывает родителей и от этого он злится на них. У ребенка возникает серьезный внутренний конфликт — одновременно и любовь к родителям и плохо осознаваемая враждебность.
  • Постоянно возобновляющийся страх. Смутное ощущение опасности. Когда из одного страха рождается другой. (Например, укол-врач-больница и т. д.) В основе лежит чувство неуверенности в родителях, ощущение их ненадежности. Ребенок говорит, что он чего-то боится, а на самом деле боится, что мама его больше не любит.

Снятие страхов

  • Важно понять, что скрывается за страхами.
  • Улучшить отношения с ребенком.
  • Умерить свои требования к нему, пореже ругать и наказывать.
  • Если не удается избегать строгости, то искать другие моменты, чтобы побольше выразить своей любви и принятия.
  • Дать возможность выразить ребенку свой негатив по отношению к родителям, который дети иногда испытывают (Например, «Я вижу как сильно ты на меня сердишься»). Дать понять, что можно иногда злиться друг на друга и, что это не умаляет любовь.
  • Не игнорировать страх, не «зашучивать». Избегать фраз: «Тут нечего боятся». Создать такую обстановку, при которой всегда можно легко и просто сказать о своем страхе. Ведь мы не осуждаем ребенка, а понимаем его.
  • Расскажите ребенку, что вы сами когда-то чего-то боялись и как вы этот страх преодолели.
  • Понаблюдать, что вашему ребенку НЕ НРАВИТСЯ. Например, ребенку не нравятся лошади, собаки, плавание, клоуны, новые знакомые и т. д. Это уловка: за каждым НЕ НРАВИТСЯ скрывается страх чего-либо. Задача — сделать этот страх легальным, дать ребенку возможность поделиться своими опасениями, по-возможности, обезвредить эти страхи.
  • Быть внимательными родителями, стараться понять, успокоился ребенок или просто сумел скрыть свою тревогу. Пряча свой страх, дети (да и мы взрослые) производим на окружающих хорошее впечатление, но это не означает, что обретается спокойствие и уверенность в жизни.
  • Минимизировать ситуации неопределенного содержания, избегать дефицита информации. То есть, если вы знаете, что послезавтра вы ведете ребенка, например, в поликлинику, то ребенку было бы неплохо тоже об этом знать заранее. Для того чтобы он справился с тревогой в удобном для него темпе.
  • Иногда стоит включать ребенка в обсуждение семейных планов или спросить его мнение. Это развивает более позитивную Я-концепцию и повышает чувствительность к процессу преодоления трудностей.
  • Разграничить такие понятия как СТРАХ и ОСТОРОЖНОСТЬ. Осторожность, в отличие от страха, не обездвиживает, не лишает сил, а позволяет действовать разумно. Например, я не боюсь оголенных проводов, но, все же. трогать их не буду. Осторожность развивает инстинкт самосохранения.
  • Страхов гораздо меньше у тех детей, у которых есть доверие к маме, к своей семье, к жизни, к себе.
  • Доверие к себе возникает у ребенка, если мама сама доверяет ЕГО чувствам и ощущениям. Например, верит ему, что он сейчас не голоден, или что он пока не хочет спать, что ему скучно, что он сердит, что он именно сейчас не хочет делать уроки или убираться в комнате и т. д. Стоит выслушать, поговорить, сказать: «Хорошо, сделаешь, когда САМ посчитаешь нужным» или «Сделаешь, когда будешь готов» или «Хорошо, когда это чувство пройдет, скажи мне». Эти фразы дают ребенку возможность полагаться на себя, верить в свои силы.
  • Доверие к себе у ребенка возникает в результате безусловного принятия мамой. Сравните: «Я люблю тебя» и «Я люблю тебя, потому что ты у меня умница». Второй вариант хоть и повышает самооценку, но все же напрягает ребенка («А вдруг я не справлюсь с этой трудной задачкой по математике и что — мама меня разлюбит?»). Давайте хвалить ребенка в одно время, а выражать любовь и нежность в другое время.

Статья подготовлена Еленой Савадеровой.

Вы можете записаться к автору статьи на консультацию по решению проблемы детских страхов, а также посетить очень эффективную методику разрешения различных проблем детей — Песочную терапию.
Обязательно примите участие в уникальном тренинге для мам Путеводитель по детству, а также посетите коммуникативный тренинг для детей от 5 лет Общаться? Легко!

Контакты

Кемерово

  • Ленина, 146/1;   Ворошилова, 4;
    Комсомольский, 11А; Октябрьский, 39

! Звоните:

  • 8 (384 2) 33-58-22

    8 (902) 983-58-22

  • понедельник—воскресенье

    с 9:00 до 20:00