Меню раздела
Кто на сайте
Сейчас 7 гостей онлайнДети
Любой образованный человек на вопрос о том, что такое детство, ответит, что детство — это период усиленного развития, изменения и обучения.
Но ученые также понимают, что это период парадоксов и противоречий, без которых невозможно представить себе процесс развития. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И.А. Соколянский и многие другие. Д.Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии — это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.
Детская психология — молодая наука. На протяжении одного столетия своего существования она создавалась трудами выдающихся ученых, и ее современное состояние отличает подлинная зрелость. Классическую детскую психологию на протяжении всего периода ее становления интересовали общие закономерности психического развития любого ребенка, независимо от его индивидуальности.
Современные психологи обращаются к изучению конкретного ребенка, а не усредненного субъекта и проявляют особый интерес к различиям между детьми. В то же время исследователи стремятся к изучению целостного индивида, анализируя роль наследственности, культуры, мотивации, познавательного развития и поведения. Их интересует роль социальных отношений в семье, в коллективе сверстников, в учебной и профессиональной группах, их влияние на психическое развитие ребенка.
Детство — период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческого общества. Продолжительность детства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Детская психология отличается от всякой другой психологии тем, что она имеет дело с особыми единицами анализа — это возраст, или период развития. Так что же такое развитие?
Развитие, прежде всего, характеризуется качественными изменениями, появлением новообразований, новых механизмов, новых процессов, новых структур, которые характеризуются кризисами.
Кризисы — переломные точки на кривой детского развития, отделяющие один возраст от другого. Можно сказать вслед за Л. С. Выготским: «Если бы кризисы не были открыты эмпирически, их нужно было бы выдумать теоретически». Раскрыть психологическую сущность кризиса — значит понять внутреннюю динамику развития в этот период.
В настоящее время выделены и изучены следующие «ступеньки», этапы развития ребенка (по Д. Б. Эльконину): кризис новорожденности; кризис 1 года; кризис 3 лет; кризис 7 лет; кризис 11—12 лет; кризис15 лет. Известный американский ученый Эрик Эриксон рассматривает кризис как поворотный момент в жизни, возникающий вследствие достижения определенного уровня психологической зрелости и предъявляемых к индивиду социальных требований. Это означает, что на каждом возрастном этапе (в том числе и у взрослых людей), возникает своя специфическая, требующая решения проблема. Успешное разрешение кризиса является залогом дальнейшего развития здоровой личности и необходимым фактором эффективного проживания последующих стадий.
Часто родители боятся кризисов, находятся в растерянности, испытывают тревогу, не знают, как реагировать когда, например, вчера спокойный и уравновешенный ребенок становится совершенно непохожим на себя сегодня. Хочется утешить родителей тем, что кризис в жизни ребенка, как впрочем и в жизни взрослого, явление нормальное и даже необходимое. Здесь главное правильно «пройти» этот период, чтобы он принес как можно больше положительных эффектов
Безусловно, детство не ограничивается одними только кризисами, которые являются лишь маленькой толикой его разнообразного и безграничного мира, но чтобы не утомлять читателя, скажем кратко: детство — это, несомненно, самый счастливый период в жизни человека и каждый ребенок имеет право на это счастье.
Специалисты нашего Центра обладают высокой компетенцией в вопросах детской психологии, развития, формирования и воспитания детей и помогут решить любые проблемы периода детства.
При подготовке статьи был использован материал доктора психологических наук Л.Ф. Обуховой.